То, что процесс изготовления цветной фотографии в начале ХХ века был сложным и многоступенчатым, совсем не смущало российских фотохудожников. Скорее наоборот. Творческое вмешательство в этот процесс на любой из стадий открывало широкие возможности для художественного самовыражения. Кроме того, с каждым годом усилиями химиков и оптиков возрастало и качество фоторабот. Появились анастигматы, рисующие изображение с необычайной резкостью, фотометры, точно определяющие время экспозиции, ортохроматические пластинки, безошибочно «берущие» цветовые соотношения, разнообразные позитивные бумаги, позволяющие передать необычайное богатство деталей.

Параллельно с этим шел и обратный процесс, когда фотохудожники как бы боролись с техническими достижениями. Оптически совершенные объективы они заменяли крошечным отверстием (так называемым «стенопом»). Для получения мягкого рисунка пользовались некоррегированной линзой или моноклем, а то и просто наносили слой вазелина на оптику. Смело печатали на бумаге, хромированной гуммиарабиком, примешивали краски, и даже прибегали к различным комбинациям «масляной» печати. Словом, самовыражались, как могли. Причем когда дело от эксклюзива доходило до тиража, то к их услугам в одной только северной столице был не один десяток «художественных фотоцинкографий». Самая же «продвинутая» из них находилась на Большой Подьяческой улице в доме №22. Ее хозяин, Сергей Михайлович Прокудин-Горский, мог удовлетворить любой каприз фотохудожника, тиражируя их работы трех- и четырехцветной печатью.

Одним словом, цветная фотография в Российской Империи развивалась по-русски бурно и с широким размахом: от традиционного реализма в работах химика Прокудина-Горского, генерала Вишнякова и фотографа Штейнберга, до смелых импрессионистических фотополотен Петрова и Трапани, в фотографическом происхождении работ которых сомневались несведущие в столь тонком деле обыватели.

История цветной фотографии связана с реализацией двух методов цветовоспроизведения: прямого (объективного) и непрямого (субъективного).

В прямом методе при формировании цветного изображения ученые стремились создать условия непосредственно воспроизводящие цвета окружающих нас объектов. Уже первые исследователи химического действия света заметили, что хлористое серебро получает оттенки, в зависимости от того, какого цвета свет действовал на него. В 1839 году английский ученый Гершель получил отпечаток солнечного спектра с красным и зеленым цветами. Желтый цвет ему получить не удалось. Через 9 лет на полированной серебряной пластинке, обработанной хлористым серебром, француз Беккерель получил качественный отпечаток уже всех цветов спектра. Однако изображение было нестойким и сохранялось лишь в темноте. Зафиксировать его так и не удалось. Поэтому Беккерель хранил свою историческую пластинку в черном ящике на замке и в темной комнате. После открытия Беккереля многие ученые десятилетиями работали над проблемой непосредственной фиксации цвета на фотопластинках. Наконец более или менее удачно решил эту задачу Липпман в 1891 году.

Непрямой метод получения цветного изображения основан на трехцветной теории цветового зрения. Для выделения каждого из трех основных цветов английский физик Максвелл применил цветные оптические фильтры. В 1861 году он впервые продемонстрировал цветное изображение, полученное от одновременного проецирования на экран красного, зеленого и синего диапозитивов.

В 1869 году Дюко дю Орон в своей книге «Цветная фотография. Решение проблемы» высказал идею совмещения в одном фотоматериале всех трех цветоделящих светофильтров в виде трехцветного растра и проведения в одном эмульсионном слое анализа и синтеза цвета.

В 1892 году такой растр был создан и запатентован английским ученым Джоли. Первые же растровые (автохромные) стеклянные фотопластины выпустила в продажу в 1907 году фирма братьев Люмьер. Сделавшая то же самое в 1916 году немецкая фирма «Агфа» пошла дальше, и в 1932 увидела свет первая в мире цветная фотопленка.

Однако при всех этих достижениях цветное изображение по-прежнему можно было увидеть лишь в потоке света, проходящего через эти фотоматериалы, или же при проецировании изображения на экран. Для того, чтобы сделать цветное фото доступным рядовому потребителю, оставалось сделать последний шаг – создать многослойную пленку.

Это важное событие свершилось в 1936 году, когда фирма «Агфа» начала промышленный выпуск многослойной цветной фотопленки «Агфаколор». После этого цветные фотоматериалы стали массово изготавливаться в США («Кодак», 1942), СССР (ДС-1, 1946), Италии («Феррания», 1949), Великобритании («Илфорд фото», 1957), Японии («Коника», 1957), ГДР («Орвоколор», 1964), Венгрии («Фортеколор», 1971) и Чехословакии («Фомахром», 1972). Интересно, что часть второй серии фильма «Иоанн Грозный» была снята Сергеем Эйзенштейном уже на цветной пленке.

фото Вишнякова
фото Штейнберга
Фото Петрова
Фото Петрова
Фото Трапани